Можно ли комбинировать модульные блоки с традиционным строительством?
Комбинированные здания, в которых применены объемные секции и элементы, возведённые по классическим технологиям, требуют строгого соблюдения сопряжений, допусков и несущей согласованности.
Стальной каркас заводской сборки может интегрироваться с монолитными или кирпичными сегментами, но при условии, что под каждую нагрузочную точку выполнены предварительные расчёты.
При проектировании используются расчётные значения, где вертикальные нагрузки не превышают 3,5 т/м², а прогиб между опорами не выходит за пределы L/300, где L — длина пролёта.
Для секционного соединения модулей с кладкой из ячеистого бетона требуется компенсационный зазор шириной не менее 8 мм. Его заполняют эластичным материалом с последующим закрытием монтажной планкой или герметиком на полиуретановой основе. При этом термическое расширение несущих фрагментов из металла должно быть заранее учтено в проектной документации, особенно при различии коэффициентов линейного расширения (для стали 12×10⁻⁶ 1/°С, для газобетона — 7×10⁻⁶ 1/°С).
Стыковка несущих плоскостей из железобетона и модулей, собранных на болтовых соединениях, допускается при наличии единой системы закладных деталей. Для фиксации в большинстве случаев используют анкерные шпильки М20–М24, с шагом не более 1 м.
Крепёж должен быть защищён оцинкованной обмазкой или комплектоваться шайбами DIN 125 с прокладками из EPDM. Стальные вставки перед контактом с бетонными поверхностями обрабатываются составом на основе фосфата цинка.
В случае использования металлического модуля в составе здания с каменными наружными стенами необходимо исключить капиллярный подсос влаги. Для этого устанавливают гидроизоляционный слой, уложенный на битумной основе, с нахлёстом не менее 150 мм.
В точках сопряжения обязательно прокладывается бутилкаучуковая лента или вспененный полиэтилен с клеевым слоем.
Узел примыкания кровли модульного блока к скатной системе, выполненной по стропильной схеме, требует установки сплошной обрешётки в зоне сопряжения. При этом жёсткая связь между мауэрлатом и верхней обвязкой модуля достигается через монтаж деревянных прокладок толщиной не менее 30 мм с последующим креплением саморезами диаметром от 6 мм и длиной от 120 мм. Дополнительно монтируется металлочерепичная или рулонная фартуковая планка.
Соединение инженерных систем требует предварительной стандартизации сечений. При совмещении вентиляционных каналов сечением 200×400 мм из кирпичной шахты и модульного воздуховода из оцинкованной стали необходим переходной элемент с адаптацией к герметичной вставке. Стыки уплотняются силиконовой прокладкой, закреплённой хомутами с моментом затяжки до 8 Н·м.
Жёсткая фиксация деревянных перекрытий с модульной рамой производится с применением металлических башмаков толщиной от 3 мм. Они крепятся к вертикальным стойкам через болты М12. Допускается допуск не более 2 мм в сопряжении. Все открытые участки деревянных поверхностей в зоне узлов обрабатываются антипиреном II группы.
Переход между фундаментной частью из монолитного бетона класса B25 и нижней плоскостью модульной платформы требует устройства выравнивающего слоя. Применяется цементно-песчаный раствор марки не ниже М150, укладываемый под нивелир в слой до 30 мм. Через каждые 2 м необходимо устраивать контрольные маяки для исключения просадки. Прокладка слоя гидроизоляции обязательна.
Для стен с облицовкой кирпичом при сопряжении с каркасным модулем в расчёт принимается общий вес навесной части. При массе кладки более 300 кг/м² требуется консольный профиль из гнутого оцинкованного уголка толщиной 4 мм, закреплённый к вертикальной раме через дюбели длиной от 100 мм.
Между профилем и отделкой обязательно устраивается компенсационный зазор 10 мм, закрываемый перфорированной планкой.
Межэтажные перекрытия при совмещении сборной секции с традиционной плитой перекрытия должны быть выровнены по высоте до допусков в пределах 3 мм. При этом звукоизоляция обеспечивается прокладкой слоя полимерной мембраны толщиной от 3 мм, с плотностью не менее 400 кг/м³. Прокладка не должна иметь стыков в зоне жилых помещений.
Для вертикального совмещения лифтовой шахты из железобетонных колец и модуля с заложенным лифтовым приямком необходимо устроить жёсткую сварную раму, закреплённую к опорным точкам анкерами глубиной погружения от 160 мм.
Для фиксации направляющих используется профиль 80×40 мм, с креплением через анкерные закладные. Уровень горизонтальности при установке рамы не должен превышать отклонения в 1 мм на 1 метр длины.
В случае объединения модульной части с террасой, выполненной на винтовых сваях, применяются опорные башмаки с регулировкой по высоте. Металлические трубы диаметром от 108 мм с толщиной стенки 4 мм завинчиваются до упора в плотный слой, с последующей заливкой ростверка на песчано-цементной подушке. После монтажа на каждую сваю устанавливается оголовок с приваренной плитой 250×250 мм.
Сопряжение водопроводных сетей требует идентичных диаметров труб. При переходе с полипропилена PN20 диаметром 25 мм на металлопластик диаметром 26 мм применяются переходные муфты с латунной обжимкой. Все соединения в зоне монтажного шва располагаются в доступных ревизионных люках. Обязателен контроль на герметичность при давлении не менее 6 бар в течение 30 минут.
При креплении оконного проёма модульного блока к несущей стене кирпичного сегмента необходимо предусмотреть гидроизоляционную ленту по периметру. Она приклеивается на монтажную пену и дополнительно прижимается планкой.
Для компенсации возможного линейного смещения между модулем и кладкой применяется гибкий герметик с показателем деформации до 25%.
Дверные проёмы при сопряжении должны иметь не менее двух анкеров на сторону. При этом ширина зазора запенивается монтажным составом с последующей отделкой наличниками.
В случае, если одна из сторон выполнена из металла, требуется теплоизолирующий вкладыш из XPS толщиной 20 мм.
Контур утепления при гибридной системе требует согласования теплотехнических характеристик. Если модульная часть утеплена PIR толщиной 80 мм, то примыкающие поверхности из кирпича должны иметь слой эквивалентной теплопроводности, например, минеральную вату с λ = 0.035 Вт/м·К и толщиной от 120 мм. В местах пересечений обязательно устраиваются доборные элементы из экструдированного пенополистирола с зазором под герметик.